Фотография чёрно-белая групповая «Портретное изображение двух мужчин и двух женщин»
Черно-белая студийная фотография. На снимке изображены двое мужчин и две женщины, все (по некоторым признакам) члены одной семьи. Трое – две женщины и мужчина - сидят, один мужчина стоит за ними. Фотография наклеена на картон с рисунком и надписью снизу, выполненной с помощью тиснения: слева - "Рудольфъ Шалль", справа - "Ново-Николаевскъ//Том.губ." Фотография сделана в Ново-Николаевске в начале ХХ века. Шалль Рудольф Самуилович (1878-1938) мещанин, лютеранского вероисповедания, фотограф-кустарь. Окончил курс городского училища. В Новониколаевске поселился в 1897 году. Незаурядный человек, наделенный качествами руководителя и организатора, до революции Шалль был известным в Новониколаевске общественным деятелем и предпринимателем. С 1911 по 1915 годы входил в состав Городской думы Новониколаевска, был гласным думы, в сентябре 1911 года он стал заступающим (заместителем) городского головы, которым в это время был Жернаков. В мае 1917 г. Рудольф Шалль был избран товарищем (заместителем — Б.В.) директора Ново-Николаевского Общественного банка. Несколько лет заведовал финансовой частью городской управы, за что был удостоен благодарности от Городской думы. В годы Первой мировой войны, Февральской революции, наступившей разрухи, частой смены властей в период Гражданской войны работа думы была дезорганизована. В 1919 году не раз пытались провести выборы в думу на период 1919–1923 гг. Наконец, незадолго до прихода в Новониколаевск Красной Армии, 16 ноября эти выборы состоялись: был получен новый состав гласных, а Рудольф Шалль был назначен городским головой. Прослужил в этой должности всего один месяц. Части Красной армии о ночь с 13 на 14 декабря освободили Новониколаевск от колчаковских войск. А 17 декабря вся власть в городе перешла к Новониколаевскому ревкому. По предписанию Ревкома от 19.12.1919 г. N 47, направленному бывшему городскому голове Р. С. Шаллю, полномочия управы были аннулированы, и деятельность бывшего городского общественного управления прекращена. Городская управа в тот же день передала в распоряжение Совета городского хозяйства по акту все городское имущество, предприятия, кассу и делопроизводство вместе со штатом служащих управы. С 1920- по 1924 годы Рудольф Самуилович работал в Новониколаевске фотографом. В августе 1919 г. В.И. Лениным был подписан декрет “О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению”. Однако в Новониколаевске частные фотографии еще оставались. В справочнике 1924 года «Весь Новониколаевск» в разделе «Фотографии» содержатся сведения о 9 гражданах Новониколаевска, которые частным образом занимались фотографией, в их числе владелец фотографии ШАЛЛЬ (ШЕЛЛЬ) Рудольф. Его салон находился в собственном доме на улице Вокзальная магистраль, 1. В декабре 1937 года Р.С.Шалль был арестован. В период репрессий людей арестовывали и расстреливали только за то, что до революции они были состоятельными людьми, активными общественными и политическими деятелями прежнего режима. Их объявляли чуждыми для советской власти элементами, добивались любыми средствами признания в антисоветской деятельности и уничтожали. 12 января 1938 года Рудольф Самуилович Шалль был обвинен в участии в шпионско-диверсионной и террористической организации, (ст. 58-6,8,9,10,11 УК РСФСР) и приговорен постановлением комиссии НКВД и прокурора СССР к расстрелу (реабилитирован 17 сентября 1957 г.). В семейных архивах и домашних альбомах новосибирцев хранятся фотографии, в том числе фотографа Рудольфа Шалля, которые несут богатейшую информацию. Последнее время люди увлеклись составлением своих родословных и эти фотографии можно и нужно использовать при составлении истории своей семьи. В этой связи очень информативными становятся салонные фотографии. В начале прошлого века фотографироваться ходили нечасто — для этого нужен был особый повод: свадьба, юбилей, день рождения. Для съемки люди надевали лучшую одежду — и это позволяет нам сегодня оценить доход человека, изображенного на фото. Самым востребованными жанром в ХIX веке был студийный портрет – особый жанр в истории фотографии, со своими традициями и условностями. В зажиточной семье за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5–10 студийных фотографий. Владельцы фотоателье использовали для создания образа почти театральные приемы. Неизменные атрибуты старой студийной фотографии – рисованный фон, декорации и реквизит: бутафорские пни, валуны, балюстрады. Детей фотографировали с игрушками, излюбленным атрибутом была игрушечная лошадь. Первоначально студийная фотография в организации кадра, расстановке объектов съемки подражала живописи. Вот как описывает свою работу с клиентами в начале ХХ века владелец ателье «Паола» знаменитый фотограф Николай Свищов: «Перед съемкой надлежало узнать, как хочет сфотографироваться заказчик: обговорить с ним костюм, позу, поворот головы, выбрать соответствующую декорацию и аксессуары. Затем следовало внимательно изучить лицо и фигуру модели и приступить к созданию композиции на съемочной площадке. Учитывались любые детали — вплоть до расположения складок на одежде». В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти. Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой. В супружеских парах муж, как правило сидел. Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете. Улыбались в основном актеры в комедийных образах да младенцы. В эпоху ранней студийной фотографии предписывалось одеваться для съемок определенным образом. В 1860-е предпочтение отдавалось платьям темных цветов из муара, шелка или бархата. Пестрые и блестящие парчовые ткани бликовали и поэтому были непригодны для фотографирования. В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — считались обязательными групповые снимки больших форматов. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель». На таких снимках могли быть изображены многочисленные родственники с детьми, собравшиеся специально для фотографирования. Иногда это была группа сослуживцев, школяров или товарищей. Если на ней нет подписи, то отличить группу сослуживцев от родственников, собравшихся по поводу юбилея или иного события, бывает затруднительно.
МГН КП-1798
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
