Вернуться
Экспонаты

Подстаканник с изображением Кремля. Вторая половина XX века

Название:

Подстаканник с изображением Кремля.

Датировка:

Вторая половина XX века

Изготовитель:
Артель Чкалова
Место создания:

СССР, г. Горький

Материал, техника:

Металл; заводское производство

Размер:

9,0 x 11,0 x 8,2 см

Легенда:

Подстаканник классической цилиндрической формы, из нержавеющей стали с фигурным верхним краем, с ручкой. Диаметр днища чуть шире диаметра основного цилиндра. В центре в овальном медальоне рельефное изображение Спасской башни Московского Кремля в обрамлении лавровых ветвей, выполненное методом заводской штамповки. По бокам от медальона прорези каплевидной формы. Сзади, со стороны ручки, овальное отверстие. Ручка с выпуклым рисунком в виде дубовых листьев. Дно плоское, в центральной части имеет круглое широкое отверстие. На дне клеймо производителя: «АРТ. Чкалова», ниже в две строки «г.Горький//нерж.» История появления подстаканника в России насчитывает три века. Но точно его происхождение неизвестно. Есть версия, что подстаканники завезены в Россию с появление железных дорог, однако первые предметы, похожие на подстаканник в России датируются 17 веком, причем были они из дерева. Настоящий расцвет подстаканников наступил в XIX веке. По этикету мужчинам полагалось пить чай из стеклянных стаканов в подстаканниках, женщинам - из более мелкой посуды - фарфоровых чашечек. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида — серебро. Советская власть запретила подстаканники, как буржуазный пережиток. Но, начиная с 30-х годов ХХ века, он вдруг становится популярным и несет функцию средства государственной пропаганды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высокоточная штамповка. Подстаканники изготавливают даже на оборонных заводах и в «зонах» С начала 40-х до конца 70-х годов в СССР подстаканники выпускались массово и на заводах, и в частных мастерских, и на «зоне» На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. С появлением железных дорог, чай в поездах стали подавать в подстаканниках, что удобно и безопасно. Подстаканники используются по назначению и в наше время, в том числе на РЖД.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Металл (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МН КП ОФ-31662