Вернуться
Экспонаты

Подстаканник с изображением Кремля. Вторая половина XX века

Название:

Подстаканник с изображением Кремля.

Датировка:

Вторая половина XX века

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Металл; заводское производство

Размер:

8,0 x 7,0 x 11,0 см

Легенда:

В виде полого цилиндра, выполненного из узкого листа алюминия. Борта прямые. В центре цилиндра выполнено рельефное изображение Спасской башни Кремля; верхний край выступает за пределы устья. Слева от башни изображены купола собора Василия Блаженного. Справа изображение фрагмента Кремлёвской стены, взмывающей вверх ракеты. В остальной части цилиндра рельефные изображения зданий, строительных кранов. Большая плоская ручка в форме неправильного прямоугольника крепится к цилиндру с помощью четырёх заклёпок. Снаружи рисунок на ручке в виде четырёх параллельных полос. В нижней части ручки клеймо производителя и цена - «ц 80 к». Алюминиевые подстаканники по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые (серебристого цвета). Наш относится к последнему типу. История появления подстаканника в России насчитывает три века. Но точно его происхождение неизвестно. Есть версия, что подстаканники завезены в Россию с появление железных дорог, однако первые предметы, похожие на подстаканник в России датируются 17 веком, причем были они из дерева. Настоящий расцвет подстаканников наступил в XIX веке. По этикету мужчинам полагалось пить чай из стеклянных стаканов в подстаканниках, женщинам - из более мелкой посуды - фарфоровых чашечек. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида — серебро. Советская власть запретила подстаканники, как буржуазный пережиток. Но, начиная с 30-х годов ХХ века, он вдруг становится популярным и несет функцию средства государственной пропаганды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высокоточная штамповка. Подстаканники изготавливают даже на оборонных заводах и в «зонах» С начала 40-х до конца 70-х годов в СССР подстаканники выпускались массово и на заводах, и в частных мастерских, и на «зоне» На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. С появлением железных дорог, чай в поездах стали подавать в подстаканниках, что удобно и безопасно. Подстаканники используются по назначению и в наше время, в том числе на РЖД.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Металл (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МН КП ОФ-31661