Вернуться
Экспонаты

Наволочка с вышивкой в технике «крест». 1960-е гг. ХХ в.

Название:

Наволочка с вышивкой в технике «крест».

Датировка:

1960-е гг. ХХ в.

Место создания:

Новосибирск

Материал, техника:

Нити мулине цветные, сатин; вышивка полихромная крестом, шитье на машине, шитье ручное

Размер:

Вышивка - 63,5 * 43,5 см, размер ткани - основы синего цвета - 65,5 * 63 см; ситцевая вставка (синяя) - 17 *14 см, байковая вставка (цветная красного цвета) - 16,2 * 15 см, серая саржевая (сшивная) - 57 * 11,5 - 8,2 см.

Легенда:

Вышивка представлена картиной "Мальчик и собака на фоне лесного пейзажа", по форме - прямоугольная, по синей сатиновой основе, этот лоскут ткани самый большой. К ткани с вышивкой на оборотной стороне пришиты лоскуты меньших размеров: ситцевый синий, байковый красный с набивным рисунком "Листочки", саржевый серого цвета из двух полосок, сшитых вместе. Швы выполнены машинной строчкой и на руках "через край". Наволочка представляет собой незаконченную работу – не дошита по размеру. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды, служила также украшением дома и являлась мощным оберегом семьи. Вышивка —один из самых древних видов рукоделия, который существует уже несколько тысяч лет. Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. В подобном шитье узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой. Рисунки исполнялись цветными нитями – мулине. Во все века вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Для вышивки крестом, на время брали домой вышитый другим человеком образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, основу, на которой вышивали крестом, делили на клеточки, расчерчивая или выдергивая одну нитку через каждые несколько нитей, и по ним шили. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки это было не заметно. В конце 50-х годов появились напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Культуру во всяких видах рукоделия везли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь во время войны. Иногда они прихватывали с собой журнал по рукоделию или возрождали то, что видели, как это делалось раньше. Основными нитками для вышивания были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только советскими нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити, имеющей номер 12, в мотке. Такие нитки «добирались» до магазинов Чулыма. При использовании, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких (порядка 10-15 мотков) сплетали «косу». В процессе вышивания из косы вытягивали «нитку» нужного цвета, состоящую из 6 более тонких «ниточек», «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, вышивался рисунок в 3 или в 2 тонких ниточки. Текстиль в доме всегда создавал и создает сегодня особый индивидуальный стиль и уют. Вышивка, как правило, была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. В то время непременная тканевая салфетка украшала тарелку репродуктора и тумбочку, на которой стояло радио или первый телевизор. Модно было украшать и другую мебель рукодельными вышитыми салфетками: стол, комод, тумбочку, пианино и подставку под цветок. Поэтому многие женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Салфетки стелили на этажерки, где могли стоять книги, повседневные предметы быта (часы, календарь, фотография, бюстик Ленина или Пушкина) или в буфет с посудой (на верхнюю полочку, чтобы через стекло был виден рисунок). Их крепили на кресла или кожаные диваны у изголовья, ими застилали диванные полочки, на которых красовались семь слоников. И, уж конечно, на диванных подушках были надеты наволочки, вышитые собственными руками. А еще вышивали занавески на окна, шторы на двери, вышивкой украшали элементы одежды. В домах появились настенные панно и небольшие вышитые картины, призванные создавать атмосферу уюта. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени..

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МСР 1 КП ОФ-44