Вернуться
Экспонаты

Лампа керосиновая. Конец XIX века

Название:

Лампа керосиновая.

Датировка:

Конец XIX века

Материал, техника:

Бронза, майолика(фарфор), глазурь; литье, глазурование

Размер:

33,0 x 20,7 x15,5 см

Легенда:

Емкость для керосиновой лампы в виде вазы из бронзы серого цвета на массивном основании покрыта декоративным орнаментом из майолики в бордовом и розовом цвете с золотистым обрамлением. Форма вазы выполнена в виде перевернутого конуса. Устье широкое, венчик выполнен их металла черного цвета с рельефным орнаментом. Под ним на верхней части вазы - широкий ободок с геометрическим орнаментом. Средняя часть вазы - тулово - украшена стилизованным флористическим рисунком: цветы, изысканно согнутые стебли, ягоды. Ниже - рисунок в виде крупных удлиненных лепестков, в основании которых - трилистники. Ножка тоже украшена растительно-геометрическим орнаментом. Металлическое основание из черного металла в виде трех изогнутых ножек с рельефным цветочным рисунком. Ручки из черного металла - изящные, изогнутые, рельефные со множеством завитков - прикреплены от устья к средине вазы. Ваза — традиционная форма ёмкости для жидкостей: воды, вина, масла. Форма бытового сосуда, которая в результате длительной эволюции превратилась в вазу, складывалась постепенно в течение 4-го тысячелетия до н. э. В отличие от иных ритуальных и утилитарных сосудов (зооморфных, прямоугольных, уплощённых), форма вазы обязана своим появлением выдающемуся техническому изобретению — гончарному кругу, и позднее, с I в. н. э. — стеклодувной трубке. «До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Формование сосуда из пластичной глины на вращающемся столе позволила достигать идеально симметричной (и, следовательно, устойчивой) формы, равномерной толщины стенок, гладкой поверхности. Эстетически такую форму оценивали, как совершенную, правильную, прекрасную». В древние времена вазы имели более практическое применение и использовались в качестве особых сосудов для хранения. Туда могли разливать масло, воду, вино и прочее. Также вазы использовали для хранения продуктов, применяли в качестве других утилитарных предметов, как, например, наша ваза – в качестве емкости для керосиновой лампы. Кроме того, некоторые культуры использовали сосуды в качестве инструментов для различных магических и религиозных ритуалов. Античные вазы имели и символическое значение: вазы в древних культурах Греции, Индии, Китая символизировали источник жизни и «вечную гармонию». Большие дипилонские амфоры служили надгробными монументами. В буддизме изображение вазы — один из знаков Будды. Изображения ваз входит в древнюю символику «Мирового дерева», обозначают «Великую мать», плодородие и всемирное женское начало жизни. Ваза является непременным атрибутом богини любви Венеры, а также аллегории обоняния в композиции «пяти чувств». Ваза с белыми лилиями — символ Благовещения Деве Марии. По сегодняшний день вазы считаются самым популярным элементом декора. Их используют не только по прямому назначению, но и просто для того, чтобы разнообразить и украсить дизайн и интерьер квартиры. Как и сейчас, в древние времена люди старались изготавливать вазы с красивым орнаментом и необычными формами. Вазописцы использовали в качестве источников сюжетов и изображения мифологических сцен и героев произведения живописи и скульптуры знаменитых художников, многие из которых были позднее утрачены. Формы, материалы и способы декорирования ваз менялись в веках и следовали эволюции художественных стилей и моды: от эпохи Возрождения к барокко, неоклассицизму и далее, но основная структура, по которой вазу легко узнать, оставалась неизменной: основание, тулово, «плечики», венчик, ручки. Лампа принадлежала жителю Новосибирска (имя не известно), эвакуированному из Ленинграда во время Великой Отечественной Войны. Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта переработки нефти была изобретена в 1853 г. фармацевтами одной из аптек Львова — Игнацом Лукасевичем и Яном Зехом. Керосиновые лампы благодаря своей дешевизне и доступности были популярны в XIX — начале XX века. Но после широкого внедрения электрического освещения сегодня они используются в основном там, где нет централизованного электроснабжения и в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии. Многие до сих пор хранят такую лампу на даче.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Металл (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МН КП ОФ-31249