Вернуться
Экспонаты

Полотенце льняное, с вышитой надписью «С добрым утром» и цветочным орнаментом. Вторая половина XX века

Название:

Полотенце льняное, с вышитой надписью «С добрым утром» и цветочным орнаментом.

Датировка:

Вторая половина XX века

Материал, техника:

Ткань, нитки; пошив, вышивка в технике гладь, вязание крючком

Размер:

36,0 х 167,0 см

Легенда:

Рушник из льняного жаккардового полотна прямоугольной формы. Края вышиты в технике «гладь». Растительный узор: по центру – веточка с двумя крупными розами в оттенках красного и розового цвета с бутонами и листьями зеленых оттенков. Выше – надпись бордовыми нитками: «С добрым утром!» Низ полотна украшает кружево, связанное крючком из нитей белого цвета. В основе рисунка – геометрический рисунок. Край кружев в виде зубцов треугольной формы. В старину рушник имел не только прикладное предназначение, но и ритуально-обрядовое. Сегодня практически каждый знает или хотя бы слышал об этом предмете. В современном представлении рушник — это длинное вышитое полотенце, используемое для встречи дорогих гостей. Однако мало кто знает, что рушник значил для наших предков. Полотенца-рушники занимали и занимают важное место в народной культуре, связанной с иконами. «Божником» называли рушник, обрамляющий иконы. По представлениям предков он защищает святые углы, иконы, дверные и оконные проемы своими магическими изображениями и оберегами от сглаза и порчи. Рушник — это единственный ритуальный предмет, который с языческих времен и по сей день используется в быту. Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня, чтобы злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники применялись в различных обрядах, например, при засухе или эпидемиях скота. Их никогда не ткали заранее, а создавали непосредственно в день использования в обряде. Известное выражение «скатертью дорога», которое сегодня имеет негативный оттенок, раньше использовалось для пожелания счастливого пути и скорого возвращения путникам. Это связано с особыми подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам, путешественникам. Родильный рушник использовала повитуха для приема новорожденного, а крестильный рушник предназначался для крещения, на нем несли ребенка в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника часто шили первую детскую рубаху. На Масленицу хозяев дома благодарили рушником-блинником за угощение. Выпеченные куличи и хлеба ставили на пасхальные рушники, часто украшенные буквами «ХВ» (Христос Воскресе). Рушник также служил пристанищем для душ умерших родственников. При смерти человека погребальным полотенцем покрывали гроб. Затем, в течение сорока дней, полотенце выкладывали на подоконник, веря, что там «отдыхает» душа умершего. В дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы души умерших могли войти в дом. Особая роль отводилась свадебному рушнику. К свадьбе нужно было подготовить не менее 40 рушников, поскольку по старинному обычаю невеста одаривала каждого гостя рушником, называемым «дарьё». Перед венчанием родители благословляли молодожёнов иконами, украшенными благословенным рушником, на который преклоняли колени жених и невеста. Главный свадебный рушник — венчальный. На венчании молодожёны становились на венчальный белый рушник, символизирующий облако, которое как бы поднимает их в Царство Небесное для благословения их брака. У белорусов существует выражение «встать на рушник», означающее «выйти замуж». По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике. Рисунок на рушнике олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Красный - цвет солнца, жизни, огня. Цветочные орнаменты вышиваются, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МПР 5 КП ОФ-824