Накомодник, вышитый крестом.
Вторая половина XX века
Ткань, нитки; шитье, вышивка крестом
130,0 х 60,0 см
Салфетка прямоугольной формы из х/б ткани белого цвета. С трёх сторон, по краю, декорирована швом «козлик». Вышивка выполнена с трёх сторон в технике «крестик» нитками мулине. Рисунок из цветов и листьев: мелкие сиреневые и крупные оранжево-сиреневые гвоздики, листья - зеленые. Накомодник датирован второй половиной ХХ века. Автор не известен. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки в нашей стране является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой и в старину, и сегодня. Рисунки исполняются цветными нитями – мулине. Узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. В середине ХХ века еще не было в продаже канвы - специальной ткани для вышивания. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, использовали подкладочную ткань коленкор (плотная накрахмаленная хлопковая ткань с простым переплетением). Её делили на клеточки, выдергивая нитку через равные промежутки (высчитывая их по нитям), и по этим клеткам вышивали. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки отсутствие выдернутых нитей было не заметно. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только отечественными нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити в мотке, смотанной по кругу и имеющей номер 12. По воспоминаниям мастериц, такие нитки «добирались» даже до магазинов Чулыма. Для более удобного использования, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких мотков сплетали косу». В процессе вышивания из косы вытягивали нитку нужного цвета, состоящую из 6 более тонких ниточек, «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, во сколько нитей (по толщине) вышивали рисунок. Для вышивки крестом чаще всего на время брали домой вышитый другой мастерицей образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. После войны журналы по рукоделию привезли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь на время войны. Многие возрождали то, как это делалось раньше мамами и бабушками. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Ближе к концу 50-х годов стали продавать напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Скатерть на комод – накомодник – обязательный атрибут послевоенного интерьера. В любом доме, где стоял комод, можно было увидеть такую вышивку. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Главное - восстановить страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую другую мебель – этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Такие салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.
МПР 5 КП ОФ-568
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.