Вернуться
Экспонаты

Накомодник с вышивкой. 1950 год

Название:

Накомодник с вышивкой.

Датировка:

1950 год

Материал, техника:

Ткань, нитки; вышивка

Размер:

80,0х80,0 см

Легенда:

Салфетка квадратная из белой х/б ткани. С трех сторон рисунок выполнен в технике «ришелье» в виде широкого кружева с большими цветами по углам. Работа датирована 1950 годом, автор - Страданова Ирина Кирилловна. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Наша салфетка из хлопчатобумажной ткани обрамлена вышивкой в виде кружева с вырезанными промежутками, обшитыми плотным петельным швом. По углам - прекрасный рисунок с лилиями. Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычки из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. Не будем углубляться далеко в историю техники этой вышивки, остановимся на нашей салфетке, датой создания которой считаем середину ХХ века. Скатерть на комод – накомодник – обязательный атрибут послевоенного интерьера. Обычно это была салфетка прямоугольной формы по размеру столешницы комода. Но могла быть и квадратной, как наша. Главное условие - вышивка с трех сторон, которая видна глазу. Сторону, которая примыкала к стене, обычно не вышивали. В любом доме, где стоял комод, можно было увидеть такую вышивку, так как она была достаточно проста в исполнении. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Главное - восстановить страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В технике ришелье вышивали салфетки на любую другую мебель – этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Такие салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. В технике ришелье вышивали занавески на окна, шторы на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры на железные кровати. Вышивкой украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье из тонких тканей – поплин, батист, шелк, креп. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени. С появлением синтетических тканей, ее наследницей стало выжигание по ткани, где до сих пор используют прорезные рисунки со старинных вышивок.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МПР 5 КП ОФ-544