Вернуться
Экспонаты

Наволочка на подушку. Середина ХХ в.

Название:

Наволочка на подушку

Датировка:

Середина ХХ в.

Место создания:

г.Новосибирск

Материал, техника:

Ткань х/б, нитки х/б; вышивка, машинное шитье

Размер:

60 х 74 см

Легенда:

Наволочка в виде прямоугольного чехла на подушку из отреза хлопчатобумажной ткани, сложенного пополам и прошитого с трех сторон на машинке. На лицевой стороне наволочки выполнена вышивка разноцветными нитками мулине в виде крупных красных красные роз с черными листьями в технике «крест». В нижней части с каждой стороны наволочки нашиты по три фиксирующие завязки из белой хлопчатобумажной ткани. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды, служила также украшением дома и являлась мощным оберегом семьи. Вышивка —один из самых древних видов рукоделия, который существует уже несколько тысяч лет. Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. В подобном шитье узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой. Рисунки исполнялись цветными нитями – мулине. Во все века вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Для вышивки крестом, на время брали домой вышитый другим человеком образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, основу, на котором вышивали крестом, делили на клеточки, расчерчивая или выдергивая одну нитку через каждые несколько нитей, и по ним шили. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки это было не заметно. В конце 50-х годов появились напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Культуру во всяких видах рукоделия везли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь во время войны. Иногда они прихватывали с собой журнал по рукоделию или возрождали то, что видели, как это делалось раньше. Основными нитками для вышивания были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только советскими нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити, имеющей номер 12, в мотке. Такие нитки «добирались» до магазинов Чулыма. При использовании, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких (порядка 10-15 мотков) сплетали «косу». В процессе вышивания из косы вытягивали «нитку» нужного цвета, состоящую из 6 более тонких «ниточек», «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, вышивался рисунок в 3 или в 2 тонких ниточки. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую мебель – стол, комод, этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Вышитые салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Крестиком вышивали очень красивое столовое и постельное белье, наволочки на диванные подушки. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МКР КП ОФ-1629/1