Вернуться
Экспонаты

Фотография молодоженов. 1919 г.

Название:

Фотография молодоженов

Датировка:

1919 г.

Материал, техника:

Фотобумага, картон; печать

Размер:

9,9 x 15,6 см( с паспарту)

Легенда:

Фотография черно-белая, групповой портрет. На снимке изображены молодожены: девушка, в свадебном платье, стоит положив руку на плечо молодого человека, а молодой человек, в костюме, сидит справа от нее. Под изображением тисненый текст золотой краской "CABINET". На оборотной стороне наклеена бумага с рукописным текстом синими чернилами "Шубина Нина Кузьмовна". Ниже - рукописный текст синими чернилами на бланке "Шубин (расстрелян где-то в Чике)". В семейных архивах и домашних альбомах хранят фотографии, которые несут богатейшую информацию. Последнее время люди увлеклись составлением своих родословных и эти фотографии можно и нужно использовать при составлении истории своей семьи. В этой связи очень информативными становятся салонные фотографии. До конца ХIX века поход к фотографу могли себе позволить чаще всего люди обеспеченные. Но рост конкуренции между фотографами и появление новых технологий привел к удешевлению стоимости снимков, и уже в конце 1880-х годов появляется больше снимков людей из среднего класса и зажиточного крестьянства. Фотографироваться ходили нечасто — для этого нужен был особый повод: свадьба, юбилей, день родения. Для съемки люди надевали лучшую одежду — и это позволяет нам сегодня оценить доход человека, изображенного на фото. Самым востребованными жанром в ХIX веке был студийный портрет – особый жанр в истории фотографии, со своими традициями и условностями. В зажиточной семье за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5–10 студийных фотографий. Владельцы фотоателье использовали для создания образа почти театральные приемы. Неизменные атрибуты старой студийной фотографии – рисованный фон, декорации и реквизит: бутафорские пни, валуны, балюстрады. Детей фотографировали с игрушками, излюбленным атрибутом была игрушечная лошадь. Студийная съемка раннего периода (вторая половина ХIX века) отличается статичностью позы и минимальным количеством декора в интерьере. Если на фотографии из вашего семейного архива нет фона (задника), а есть драпировки, балясины, стул или кресло, дамы одеты в кринолин, а на мужчинах обувь с длинными носками, то можно предположить, что это фотография 1850-1870-х годов. Первоначально студийная фотография в организации кадра, расстановке объектов съемки подражала живописи. Вот как описывает свою работу с клиентами в начале ХХ века владелец ателье «Паола» знаменитый фотограф Николай Свищов: «Перед съемкой надлежало узнать, как хочет сфотографироваться заказчик: обговорить с ним костюм, позу, поворот головы, выбрать соответствующую декорацию и аксессуары. Затем следовало внимательно изучить лицо и фигуру модели и приступить к созданию композиции на съемочной площадке. Учитывались любые детали — вплоть до расположения складок на одежде». В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти. Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой. В супружеских парах муж, как правило сидел. Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете. Улыбались в основном актеры в комедийных образах да младенцы. В эпоху ранней студийной фотографии предписывалось одеваться для съемок определенным образом. В 1860-е предпочтение отдавалось платьям темных цветов из муара, шелка или бархата. Пестрые и блестящие парчовые ткани бликовали и поэтому были непригодны для фотографирования. В конце ХIХ – начале ХХ века в фотографическую моду вошли тантамарески — стенды для фотосъемки с отверстиями. В студиях появляются изображения театральных лож, лодок, позднее автомобилей и самолетов, нарисованные красками на фанере или на холсте. Их могли использовать одновременно с фоном. Тантамарески были в ходу и у курортных фотографов, снимавших на пленэре. Одним из первых форматов фотографий был визитный. Этот тип был запатентован в Париже французским фотографом Адольфом Диздери. Визит-карта представляла собой альбуминовый отпечаток на тонкой бумаге, закрепленный на толстом картоне, размер отпечатка был 5,5*9 см, а картонная основа-подложка 6,5*10 см. Визит-картами обменивались с друзьями и родственниками, огромная популярность этого формата способствовала выпуску снимков знаменитостей и их коллекционированию. В конечном счете, визитный формат распространился по всему миру. Начали выпускать специальные альбомы для хранения и показа фотографий, где были предусмотрены крепления под визитный формат. В начале 1870-х годов визит-карты были вытеснены кабинетным портретом. Это были все те же альбуминовые отпечатки, только чуть больше. Они крепились на картонную основу размером 11*17 см. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно было запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата. Первоначально формат использовался в горизонтальной ориентации для съемки пейзажей, но позже был приспособлен для портретов и стал вертикальным. Последние кабинетные портреты относятся к 1920-м годам. После 1920-х наиболее популярным стал новый формат: почтовая карточка. Ее размер был 9*14 см. Эти фотографии не имели жесткой картонной основы, а на обратной стороне обычно было предусмотрено место для адреса и марки, чтобы фотографию можно было отправить по почте. Иногда почтовые карточки были с белой кромкой, наличие разметки на обороте зависело от типа фотобумаги. В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — считались обязательными групповые снимки больших форматов. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель». На таких снимках могли быть изображены многочисленные родственники с детьми, собравшиеся специально для фотографирования. Иногда это была группа сослуживцев, школяров или товарищей. Если на ней нет подписи, то отличить группу сослуживцев от родственников, собравшихся по поводу юбилея или иного события, бывает затруднительно. В групповых студийных портретах нужно отыскать центр композиции, то есть персонажа, относительно которого строится весь кадр, и попытаться понять, в честь чего были собраны все эти люди. Подсказками бывают позы собравшихся, обручальные кольца и сходства или несходства лиц и так далее. На групповых семейных снимках в первом ряду сидело старшее поколение, а молодежь стояла сзади.

Тип предмета:
Фотографии и негативы
Коллекция:
Фотографии и негативы
Музейный номер:

МГН КП-25