Вернуться
Экспонаты

Ковёр ручной работы, вышитый крестом. 1950-1960 гг.

Название:

Ковёр ручной работы, вышитый крестом.

Датировка:

1950-1960 гг.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань, нити мулине; ручная работа

Размер:

125,0 х 169,0 см.

Легенда:

Ковёр ручной работы, традиционной прямоугольной формы, вышит нитками мулине крестом вручную, в домашних условиях. В центральной части ковра на черном фоне – букет из крупных роз и гвоздик розового и красного, желтого цвета с бутонами и листьями в оттенках зеленого. Вокруг него – фигурная рамка с растительным орнаментом голубого цвета. Ее контур повторяет сплошная полоса желто-коричневого цвета с геометрическим рисунком. Далее – по углам на зеленом фоне вышиты четыре крупных цветка (розы) в розово-красных тонах, соединенных между собой гирляндой из листочков. По периметру ковра вышита прямоугольная узорная кайма в виде рамы с полосами желтого, светло-коричневого, темно-коричневого и черного цвета с геометрическим рисунком. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды, служила также украшением дома и являлась мощным оберегом семьи. Вышивка —один из самых древних видов рукоделия, который существует уже несколько тысяч лет. Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. В подобном шитье узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, использовали специальную ткань - канву или основу из коленкора делили на клеточки, расчерчивая или выдергивая одну нитку через каждые несколько нитей, и по ним шили. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки это было не заметно. Новую жизнь в нашей стране вышивка обрела в 20 веке. Советская власть поддерживала старинные народные промыслы, возрождала угасавшие центры. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой. Рисунки исполнялись цветными нитями – мулине. Во второй половине 20 века появились напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Образцы вышивок можно было найти в женских журналах «Крестьянка», «Работница». Выпускались и специальные книги по рукоделию с образцами и вкладками. Рисунок можно было перенести на ткань один к одному или увеличить, изменив число крестиков в клетке. Дата создания ковра - 70-е годы ХХ века. В это период уже появилась в домах заводская мебель. Но текстиль в доме всегда создавал особый индивидуальный стиль и уют. Ушла в прошлое непременная тканевая салфетка, которая украшала тарелку репродуктора и тумбочку, на которой стояло радио или первый телевизор. Модно стало иметь в доме ковер. Но ковры стоили дорого и их чаще вешали на стены. По этой же причине женщины самостоятельно вышивали настенные ковры крестиком или ткали вручную специальными иголками. Советские женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В домах появились настенные панно и небольшие вышитые картины, призванные создавать атмосферу уюта. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МОР КП ОФ-1277