Вернуться
Экспонаты

Подстаканник. Вторая половина XX века

Название:

Подстаканник

Датировка:

Вторая половина XX века

Материал, техника:

Металл; филигрань

Размер:

Диаметр 7,0 см, высота 5,5 см

Легенда:

Подстаканник классической цилиндрической формы, с ручкой. Диаметр днища чуть шире диаметра основного цилиндра. Поверхность подстаканника выполнена в технике «скань» в виде полос. Верхняя и нижняя полосы - с цветочным орнаментом в виде лепестков ромашки. Материал, из которого выполнен подстаканник - мельхиор. Клеймо МК8. В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель. До революции ассортимент изделий насчитывал до 300 наименований. Это были предметы религиозного культа, серебряная и позолоченная посуда, цепочки, кольца, броши и т.д. После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань. Артель с названием «Красносельский ювелир» существовала до 1960 года. А затем она, наряду с другими артелями, влилась в Красносельскую ювелирную фабрику. Возможно, что именно с этого времени появилось клеймо МК с цифрами, где «М» означает – «металл», а «К» - фабрику «Красносельский ювелир». МК8 – видимо, 1968 год. Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana. Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Металл (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МПР 5 КП ОФ-411