Вернуться
Экспонаты

Дорожка вышитая «Цветы». 1950-е гг.

Название:

Дорожка вышитая «Цветы»

Датировка:

1950-е гг.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань, нити мулине цветные; вышивка гладью

Размер:

28,5х101,5

Легенда:

Ткань хлопчатобумажная прямоугольной формы, белого цвета. В верхней части вышиты гладью крупные цветы (хризантемы) сиреневыми и желтыми нитями, с листьями светло-зеленого и темно-зеленого цветов. С обратной стороны вышивки, стяжки аккуратные, не путанные. Считается, что вышивание гладью - это самая ранняя техника: серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, закрепленную на пяльцах. Все приемы вышивания гладью были изобретены в глубокой древности и совершенствовались на протяжении многих веков. Учёные считают, что вышивка гладью зародилась в Китае в 6-м веке до н.э. В России известны работы гладью 15 века. Гладью расшивались царские одежды, знамена, церковное облачение. Первоначально вышивка была привилегией знати, но начиная с 18 в. она становится доступной для простых крестьянских девушек. Во все времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежда, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов: стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Этим швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки. шов «узкий гладьевой валик» - такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема. Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. В 1950-е гг. непременная тканевая салфетка украшала тарелку репродуктора и дивана. Дорожки стелили на буфеты и трюмо. Комоды были покрыты специальными скатертями – накомодниками. Иногда вышивку крепили прямо к стене за петельки по углам изделия. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только советскими нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити, имеющей номер 12, в мотке. Такие нитки «добирались» до магазинов Чулыма. При использовании, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких (порядка 10-15 мотков) сплетали «косу». В процессе вышивания из косы вытягивали «нитку» нужного цвета, состоящую из 6 более тонких «ниточек», «расщепляли» её на 1 или 2 продольных нити, в зависимости от того, во сколько тонких ниточек вышивался рисунок. В наши дни с появлением интернета ручная вышивка переживает свой новый расцвет и становится для многих настоящим увлечением. В интернете мастерицы делятся своими работами, проводят мастер-классы, здесь можно отыскать эскизы на любой вкус. Кстати, эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-1159