Вернуться
Экспонаты

Салфетка «Анютины глазки» прямоугольная. 1950-е гг. XX в.

Название:

Салфетка «Анютины глазки» прямоугольная

Датировка:

1950-е гг. XX в.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань, нити мулине цветные; вышивка обычным крестом

Размер:

30,5х36,2 см

Легенда:

Салфетка из белой ткани прямоугольной формы. По периметру пропущена мережка. В одном из углов - вышивка крестом: три цветка (анютины глазки), в обрамлении листьев и нераспустившихся бутонов. Цвет нитей вышивки: желтый, оранжевый, сиреневый, розовый, коричневый, зеленый, голубой, синий, красный и их оттенки. Салфетка датирована 50-ми годами ХХ века. Автор не известен. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки в нашей стране является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой и в старину, и сегодня. Рисунки исполняются цветными нитями – мулине. Узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. В середине ХХ века еще не было в продаже канвы - специальной ткани для вышивания. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, использовали подкладочную ткань коленкор (плотная накрахмаленная хлопковая ткань с простым переплетением). Её делили на клеточки, выдергивая нитку через равные промежутки (высчитывая их по нитям), и по этим клеткам вышивали. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки отсутствие выдернутых нитей было не заметно. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только отечественными нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити в мотке, смотанной по кругу и имеющей номер 12. По воспоминаниям мастериц, такие нитки «добирались» даже до магазинов Чулыма. Для более удобного использования, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких мотков сплетали косу». В процессе вышивания из косы вытягивали нитку нужного цвета, состоящую из 6 более тонких ниточек, «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, во сколько нитей (по толщине) вышивали рисунок. Для вышивки крестом чаще всего на время брали домой вышитый другой мастерицей образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. После войны журналы по рукоделию привезли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь на время войны. Многие возрождали то, как это делалось раньше мамами и бабушками. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Ближе к концу 50-х годов стали продавать напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Столовые салфетки в советских семьях чаще всего стелили на стол для украшения. Немного истории. В старину, долгое время, даже в конце 19 века, отправляясь в гости вы должны были приносить свою собственную салфетку. Столовое белье всех видов было дорогим и часто упоминалось в завещаниях. До XVII века большинство людей ели пальцами, в частности правой рукой, большим указательным и средним пальцами. Распространено заблуждение, что салфетки использовались для того, чтобы вытирать пальцы от еды; на самом же деле их берегли. Они использовались для того, чтобы вытирать пальцы после ополаскивания их в миске с водой, которую приносил слуга. В советскую бытность иногда их укладывали уголком (чтобы хорошо была видна вышивка) на этажерку, где могли стоять книги, повседневные предметы быта (часы, календарь, фотография, бюстик Ленина или Пушкина). Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта, ведь надо было восстанавливать страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Вышивка создавала уют в доме, поэтому вышитые салфетки стелили везде. Многие советские женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую мебель – комод, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-1156