Вернуться
Экспонаты

Салфетка в технике «Ришелье». 1950-е г.г.

Название:

Салфетка в технике «Ришелье».

Датировка:

1950-е г.г.

Место создания:

СССР, г. Новосибирск

Материал, техника:

Ткань х/б, нити х/б; ручная работа

Размер:

35,5 х 38,7 см

Легенда:

Салфетка прямоугольной формы на хлопчатобумажной ткани белого цвета. Один угол изделия оформлен вышивкой в технике «ришелье». Узор флористический: три подсолнуха расположены в виде треугольника; серединки цветов ажурные. Между цветами – два узора из листьев (по 4 дубовых листа в каждом). Над цветами - сетка в виде треугольника. Края салфетки волнистые, обработаны белыми нитками. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Наша салфетка из хлопчатобумажной ткани – типичный уголок для украшения мебели. Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычки из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. Не будем углубляться далеко в историю техники этой вышивки, остановимся на нашей салфетке, датой создания которой считаем середину ХХ века. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Главное - восстановить страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В технике ришелье вышивали салфетки на любую мебель – стол, комод, тумбочку, и даже на пианино и подставку под цветок. Но чаще всего уголком застилали этажерки, где могли стоять книги, повседневные предметы быта (часы, календарь, фотография, бюстик Ленина или Пушкина) или в буфет с посудой (на верхнюю полочку, чтобы через стекло был виден рисунок). Такие салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья, ими застилали диванные полочки, на которых красовались семь слоников. А еще в технике ришелье вышивали занавески на окна, шторы на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры на железные кровати. Вышивкой украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье из тонких тканей – поплин, батист, шелк, креп. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени. С появлением синтетических тканей, ее наследницей стало выжигание по ткани, где до сих пор используют прорезные рисунки со старинных вышивок.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-1910