Фотография чёрно-белая «Портрет троих детей в полный рост»
Первая половина XX в.
Фотобумага, картон; фотопечать ч/б
10,8*16,3 см
Групповой кабинетный портрет снят в салоне. Трое детей (два мальчика и девочка) на фоне нарисованного задника с изображением убегающей вдаль дороги. Дети сидят на бутафорском бревне. Фотография наклеена на картон с надписями внизу, выполненной с помощью тиснения. Слева: печать с буквами «РС» в картуше, далее портрет в окружности и текст «TALBOT», справа - ««Cabinet Portrait» Английский аристократ Уильям Генри Фокс Тальбот, математик, физик, член парламента. Практически одновременно с французом Луи Дагером сделал шаг от изображений, получаемых камерой-обскурой, к позитивно-негативному процессу и идее тиражирования снимков. Сначала Тальбот придумал, как нужно подготовить бумагу, чтобы она стала чувствительной к свету; затем — как зафиксировать изображение, чтобы оно не выцветало; и, наконец, вместе со своим давним другом и коллегой Джоном Гершелем (который, кстати, и придумал использовать слова «фотография», «позитив» и «негатив») — как сделать так, чтобы с одного негатива можно было получить много позитивных отпечатков. В семейных архивах и домашних альбомах хранят фотографии, которые несут богатейшую информацию. Последнее время люди увлеклись составлением своих родословных и эти фотографии можно и нужно использовать при составлении истории своей семьи. В этой связи очень информативными становятся салонные фотографии. До конца ХIX века поход к фотографу могли себе позволить чаще всего люди обеспеченные. Но рост конкуренции между фотографами и появление новых технологий привел к удешевлению стоимости снимков, и уже в конце 1880-х годов появляется больше снимков людей из среднего класса и зажиточного крестьянства. Фотографироваться ходили нечасто — для этого нужен был особый повод: свадьба, юбилей, день рождения. Для съемки люди надевали лучшую одежду — и это позволяет нам сегодня оценить доход человека, изображенного на фото. Самым востребованными жанром в ХIX веке был студийный портрет – особый жанр в истории фотографии, со своими традициями и условностями. В зажиточной семье за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5–10 студийных фотографий. Владельцы фотоателье использовали для создания образа почти театральные приемы. Неизменные атрибуты старой студийной фотографии – рисованный фон, декорации и реквизит: бутафорские пни, валуны, балюстрады. Детей фотографировали с игрушками, излюбленным атрибутом была игрушечная лошадь. Студийная съемка раннего периода (вторая половина ХIX века) отличается статичностью позы и минимальным количеством декора в интерьере. Если на фотографии из вашего семейного архива нет фона (задника), а есть драпировки, балясины, стул или кресло, дамы одеты в кринолин, а на мужчинах обувь с длинными носками, то можно предположить, что это фотография 1850-1870-х годов. Первоначально студийная фотография в организации кадра, расстановке объектов съемки подражала живописи. Вот как описывает свою работу с клиентами в начале ХХ века владелец ателье «Паола» знаменитый фотограф Николай Свищов: «Перед съемкой надлежало узнать, как хочет сфотографироваться заказчик: обговорить с ним костюм, позу, поворот головы, выбрать соответствующую декорацию и аксессуары. Затем следовало внимательно изучить лицо и фигуру модели и приступить к созданию композиции на съемочной площадке. Учитывались любые детали — вплоть до расположения складок на одежде». В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти. Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой. В супружеских парах муж, как правило сидел. Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете. Улыбались в основном актеры в комедийных образах да младенцы. В эпоху ранней студийной фотографии предписывалось одеваться для съемок определенным образом. В 1860-е предпочтение отдавалось платьям темных цветов из муара, шелка или бархата. Пестрые и блестящие парчовые ткани бликовали и поэтому были непригодны для фотографирования. В конце ХIХ – начале ХХ века в фотографическую моду вошли тантамарески — стенды для фотосъемки с отверстиями. В студиях появляются изображения театральных лож, лодок, позднее автомобилей и самолетов, нарисованные красками на фанере или на холсте. Их могли использовать одновременно с фоном. Тантамарески были в ходу и у курортных фотографов, снимавших на пленэре. Одним из первых форматов фотографий был визитный. Этот тип был запатентован в Париже французским фотографом Адольфом Диздери. Визит-карта представляла собой альбуминовый отпечаток на тонкой бумаге, закрепленный на толстом картоне, размер отпечатка был 5,5*9 см, а картонная основа-подложка 6,5*10 см. Визит-картами обменивались с друзьями и родственниками, огромная популярность этого формата способствовала выпуску снимков знаменитостей и их коллекционированию. В конечном счете, визитный формат распространился по всему миру. Начали выпускать специальные альбомы для хранения и показа фотографий, где были предусмотрены крепления под визитный формат. В начале 1870-х годов визит-карты были вытеснены кабинетным портретом. Это были все те же альбуминовые отпечатки, только чуть больше. Они крепились на картонную основу размером 11*17 см. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно было запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата. Первоначально формат использовался в горизонтальной ориентации для съемки пейзажей, но позже был приспособлен для портретов и стал вертикальным. Последние кабинетные портреты относятся к 1920-м годам. После 1920-х наиболее популярным стал новый формат: почтовая карточка. Ее размер был 9*14 см. Эти фотографии не имели жесткой картонной основы, а на обратной стороне обычно было предусмотрено место для адреса и марки, чтобы фотографию можно было отправить по почте. Иногда почтовые карточки были с белой кромкой, наличие разметки на обороте зависело от типа фотобумаги. В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — считались обязательными групповые снимки больших форматов. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель».
МГН КП-1796
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
