Вернуться
Экспонаты

Платье женское свадебное. 1935 г.

Название:

Платье женское свадебное

Датировка:

1935 г.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань х/б; вышивка, работа ручная

Размер:

длина от плечевого шва до подола 105,7 см; ширина по низу платья 74,0 см; ширина по линии талии 36,0 см

Легенда:

Платье отрезное по талии сшито из тонкой полупрозрачной белой ткани. Лиф с юбкой соединены широкой полосой ткани, с неровными краями, сшитой из нескольких фрагментов. На полосу нанесена вышивка белыми нитками в виде флористического узора - гирлянда из бутонов роз, в обрамлении листьев. В верхней части юбки и нижней части лифа по линии талии, ткань собрана в мелкие сборки. Лиф цельный, вырез горловины круглый. Рукава пришивные 2/3. Юбка с мягкими складками. Края рукавов, горловины, подола подогнуты на изнаночную сторону ткани и пришиты вручную. На подол нанесена вышивка белыми нитками в виде трех крупных роз в технике «гладь». Подол юбки был удлинен за счет пришитой широкой полосы идентичной ткани. Вышивка гладью — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, закрепленную на пяльцах. Это самая ранняя техника. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов: стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок; петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Этим швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки; шов «узкий гладьевой валик» - такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема; Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком; Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее. Все эти приемы были изобретены в глубокой древности и совершенствовались на протяжении многих веков. С древних времен вышивка являлась мощным оберегом от злых сил и была распространена по всему миру. История первых известных вышивок уходит корнями в Древний Китай 5 века до н.э. Самые древние вышитые предметы на территории нашей страны обнаружены в пазырыкских курганах на Алтае в 5-3 вв до н.э. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам разных времён и народов. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией. Для шитья 14-17 вв. характерна свойственная русской иконе выразительность. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве. В эпоху Возрождения вышивка в Италии отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивок выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). К середине 19 в сюжетная вышивка постепенно деградирует, уступая место народной вышивке. В Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому». С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 века во всем мире народная вышивка переживает упадок. Новую жизнь в нашей стране народная вышивка обрела в 20 веке. Советская власть поддерживала старинные народные промыслы, возрождала угасавшие центры. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например, саратовской, в которой осваивались мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивки Мстёры. Платье принадлежало Алексеевой Валентине Алексеевне, которое она сшила сама на свадьбу, состоявшуюся в июле 1935 года, в городе Тула. В город Новосибирск, в эвакуацию, она вместе с сыном Евгением (родился в 1936 г.) приехала в конце октября 1941 года. Муж, Владимир Николаевич Алексеев, ехал другой дорогой, через Урал, вез секретные документы эвакуированного в Новосибирск завода Новая Тула № 187, на котором он работал начальником охраны, там же работала и его жена. В Новосибирске семья воссоединилась только через месяц. По приезду в Новосибирск жена с сыном обратились в военкомат, но так как у них не оказалось определенных документов, то им не сумели предоставить место для жительства и оставили решать этот вопрос до утра. Уборщица военкомата увидела плачущую Валентину и ее сына в военкомате и приютила их у себя, предоставив им место на чердаке (недалеко от нынешней площади Станиславского). Валентина Алексеевна помогала этой женщине мыть полы в военкомате. В конце декабря прибыл в Новосибирск эшелон из г. Тула, с которым и приехал глава семейства Алексеев Владимир Николаевич. Позже его перевели работать на завод "Сибсельмаш" заместителем директора по кадрам, куда и эвакуировали тульское предприятие. На этом заводе за хорошую работу Владимиру был подарен кожаный плащ.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МН КП ОФ-30411