Вернуться
Экспонаты

Накидка на подушку с вышивкой «ришелье». 1960-е гг.

Название:

Накидка на подушку с вышивкой «ришелье»

Датировка:

1960-е гг.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань х/б, нитки х/б; вышивка ришелье, работа ручная

Размер:

88,0х88,0 см.

Легенда:

Изделие выполнено на квадратном полотне хлопчатобумажной ткани белого цвета. В центре квадратного полотна – крупный многолепестковый цветок с пятью листиками, серединка цветка ажурная. Фон для цветка – ажурная мозаичная сетка в виде многогранников неправильной формы. Фон – восьмиугольной формы с закруглёнными внутрь гранями. Углы оформлены флористическим узором: три многолепестковых цветка с листиками на фоне ажурной сетки в виде паутинки. Узор повторяется на каждом из четырёх углов. По трём краям четырёхугольника пришита присборенная оборка. Оборка выполнена из трёх длинных узких прямоугольных полотен, сшитых между собой. Швы оформлены вышивкой в виде мелких ячеек. На оборке повторяется узор из трёх многолепестковых цветков на фоне ажурной сетки в виде паутинки. Между повторяющимися элементами повторяются овалы с ажурным центром. Края оборки подковообразные волнистые, обработаны белыми нитками. Над каждой волной - круглое маленькое отверстие, обработанное по краям белыми нитями. На четвёртой стороне обтачка пришита машинной строчкой из того же материала, что и всё изделие. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Рисунок наше накидки на подушку из хлопчатобумажной ткани – крупные цветы - обрамлен вырезанными промежутками и выполнен плотным петельным швом по краям вырезных элементов (по принципу образования петли из рабочей нитки). Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычек из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. Текстиль, украшенный вышивкой ришелье - обязательный атрибут интерьера в России первой половины ХХ века. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В любом доме можно было увидеть такую вышивку, так как она была достаточно проста в исполнении. В технике ришелье вышивали также салфетки на мебель – комод, этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. В технике ришелье вышивали шторы на окна, занавески на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры «накидушки». Украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье на тонких тканях – поплин, батист, шелк, креп. Вышивка сохранилась до нашего времени. С появлением синтетических тканей, ее наследницей стало выжигание по ткани.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-851