Дорожка белая с вышивкой «ришелье»
1960-е гг.
СССР
Ткань х/б, нитки х/б; вышивка ришелье, работа ручная
83,5х32,5 см
Вышивка салфетки в технике «ришелье» выполнена на прямоугольном полотне хлопчатобумажной ткани белого цвета. Вышивка на салфетке симметрична, с обеих сторон – и горизонтально, и вертикально. Края обрамлены флористическим узором: пять многолепестковых цветков расположены буквой «С». Серединки цветков ажурные – сетка, образующая ромбовидные ячейки. Во внутреннем пространстве ткань вырезана в форме, напоминающий две искривлённых буквы «К», симметричных по отношении друг к другу. Пустое пространство заполнено ажурной вышивкой в виде паутинки и многогранников неправильной формы. Между «буквами» помещён ромб. Над цветами - ажурная сетка в виде паутинки и крупных ячеек. Средняя часть с мелким узором в виде мелких цветов. Края салфетки волнистые, обработаны белыми нитками. В центре салфетки сверху и снизу расположены два крупных цветка. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белом фоне. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычки из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. «Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. Вышивка «Ришелье» своим названием обязана всемогущему кардиналу Ришелье, министру Людовика XIII. Есть несколько легенд, одна из которых гласит, что именно он приказал ограничить ввоз дорогостоящих роскошных кружев, которые Франция покупала тогда в Италии, и заменить их кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. В начале XX века вышивка Ришелье пережила новый виток популярности благодаря возрождению интереса к традиционным ремеслам и ручной работе. Это время ознаменовалось появлением многочисленных кружков и мастерских, где обучали технике Ришелье и обменивались опытом. Не будем углубляться далеко в историю техники этой вышивки, остановимся на нашей салфетке, датой создания которой считаем середину ХХ века. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В технике ришелье вышивали салфетки на любую мебель: стол, комод, этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Такие салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Наша салфетка, судя по форме, могла лежать на пианино. В технике ришелье вышивали занавески на окна, шторы на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры на кровати. Вышивкой украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье из тонких тканей – поплин, батист, шелк, креп. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.
МЖР КП ОФ-850
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.