Вернуться
Экспонаты

Салфетка. Середина XX в.

Название:

Салфетка.

Датировка:

Середина XX в.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань льняная, нитки х/б; вышивка крестом

Размер:

14,9 х 39,1 см

Легенда:

Салфетка прямоугольной формы из льняной ткани с вышивкой в центре. Края подшиты вручную потайным швом. Вышивка выполнена крестом нитками мулине. Рисунок красные розы с зелеными листочками на веточках расположен зеркально по отношению к центру. Салфетка (накомодник) датирована серединой ХХ века. Автор не известен. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки в нашей стране является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой и в старину, и сегодня. Рисунки исполняются цветными нитями – мулине. Узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. В середине ХХ века еще не было в продаже канвы - специальной ткани для вышивания. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, использовали подкладочную ткань коленкор (плотная накрахмаленная хлопковая ткань с простым переплетением). Её делили на клеточки, выдергивая нитку через равные промежутки (высчитывая их по нитям), и по этим клеткам вышивали. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки отсутствие выдернутых нитей было не заметно. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только отечественными нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити в мотке, смотанной по кругу и имеющей номер 12. По воспоминаниям мастериц, такие нитки «добирались» даже до магазинов Чулыма. Для более удобного использования, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких мотков сплетали косу». В процессе вышивания из косы вытягивали нитку нужного цвета, состоящую из 6 более тонких ниточек, «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, во сколько нитей (по толщине) вышивали рисунок. Для вышивки крестом чаще всего на время брали домой вышитый другой мастерицей образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. После войны журналы по рукоделию привезли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь на время войны. Многие возрождали то, как это делалось раньше мамами и бабушками. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Ближе к концу 50-х годов стали продавать напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Дорожка на комод – накомодник – обязательный атрибут послевоенного интерьера. В любом доме, где стоял комод, можно было увидеть такую вышивку. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Главное было восстановить страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую другую мебель – этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Вышитые салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Крестиком вышивали очень красивые наволочки на диванные подушки. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЦР КП ОФ-802