Вернуться
Экспонаты

Скатерть. 1930-е гг.

Название:

Скатерть

Датировка:

1930-е гг.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань х/б; вышивание ришелье, работа ручная

Размер:

174,0х136,0 см

Легенда:

Скатерть выполнена из прямоугольного полотна белой плотной ткани, украшенная вышивкой в технике «ришелье». По периметру полотна выполнен ажурный флористический узор в виде крупных, по углам и сторонам, многолепестковых цветов, выполненных белой гладью с настилом, с сетчатой серединкой, между которыми расположены мелкие цветы с лепестками в виде сходящихся в центре воздушных столбиков - бридов. Центральная часть полотна без вышивки. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Рисунок нашей скатерти из хлопчатобумажной ткани – цветы - обрамлен вырезанными промежутками и выполнен плотным петельным швом по краям вырезных элементов (по принципу образования петли из рабочей нитки). Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычек из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. На древне-славянском языке - дъскатьрть. Слово предположительно состоит из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), то есть буквально «чистый стол». Скатерть одновременно и столовый предмет, и элемент декора помещения. Невозможно себе представить стол начала ХХ века, не покрытый скатертью. Разве что в совсем уж бедной крестьянской семье, где стол из некрашеных досок чистили ножом. Поэтому в каждой семье была скатерть на каждый день и праздничная скатерть. Белые скатерти придают трапезе торжественность. Шили скатерть обычно по размеру стола, так как края не должны были быть слишком короткими – не менее 25 см, но и не слишком длинными, чтобы не мешали сидеть за столом. На Руси первое упоминание скатертей встречается в «Смоленской грамоте» 1150 года. «Домострой» обязывал всегда иметь в хозяйстве чистые и готовые на стол скатерти. В будничном обиходе пользовались полотняными или суконными скатертями и подскатертниками. Под скатерть обычно стелили подскатертник, который, по выражению Н. И. Костомарова, полагался «для приличия». В богатых домах праздничные столы застилали скатертями из бархата, алтабаса, камки с вышитой золотой каймой, а также браные, то есть с тканым узором и длинной бахромой. В обслуживающий персонал богатых русских домов входил скатертник, отвечавший за состояние столовых приборов и скатертей. В домах с невысоким достатком скатерти были из грубо отделанного полотна. Скатерти были ценным подарком, особенно шёлковые из кызылбашской ткани или немецкие, полотняные и шёлковые. Скатерть на обязательный атрибут интерьера в России первой половины ХХ века. В любом доме можно было увидеть такую вышивку, так как она была достаточно проста в исполнении. В технике ришелье вышивали не только столовые скатерти, но также салфетки на любую другую мебель – комод, этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. В технике ришелье вышивали шторы на окна, занавески на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры. Украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье на тонких тканях – поплин, батист, шелк, креп. Вышивка сохранилась до нашего времени. С появлением синтетических тканей, ее наследницей стало выжигание по ткани.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-734