Вернуться
Экспонаты

Подстаканник «Царевна Лебедь». Вторая половина XX века

Название:

Подстаканник «Царевна Лебедь».

Датировка:

Вторая половина XX века

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Металл; фабричное производство

Размер:

9,0 х 8,2 см

Легенда:

Подстаканник классической цилиндрической формы, с ручкой «Царевна Лебедь». Диаметр днища чуть шире диаметра основного цилиндра. Поверхность подстаканника украшена изображением: в центре - царевич, защищая лебедь, выпускает стрелу из лука в коршуна, по обе стороны от рисунка - крупный растительный орнамент. Заводское производство методом штамповки, материал –алюминий, покрытый позолотой. Первые предметы, похожие на подстаканник в России датируются 17 веком, причем были они из дерева. Но настоящий расцвет подстаканников наступил в XIX веке. По этикету мужчинам полагалось пить чай из стеклянных стаканов в подстаканниках, женщинам - из более мелкой посуды - фарфоровых чашечек. Изготовлением занимались, как небольшие артели, так и заводы. Способ изготовления – литье, штамповка. Материал, как правило – серебро. Царский министр путей сообщения С.Ю. Витте отдал крупный госзаказ на подстаканники купцу А.Г. Кольчугину – владельцу Товарищества Латунного и Меднопрокатного заводов, известному производителю самоваров и чайников. Производство подстаканников впервые стало поточным, серийным. Именно Кольчугиным была задана их классическая форма и размер. Для нанесения оттиска узора пластины-заготовки будущих подстаканников мастер клал под пресс. Края изделия скрепляли между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяли со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция. Поначалу советская власть запретила подстаканники. Считалось, то это - буржуазный пережиток и элемент роскоши. Но, начиная с 30-х годов подстаканник вдруг становится популярным и несет функцию средства государственной пропаганды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высокоточная штамповка. Подстаканники изготавливают даже на оборонных заводах и в «зонах». Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением, а также из мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Их делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. С появлением железных дорог, чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Подстаканники используются по назначению и в наше время, в том числе на РЖД.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Металл (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МПР 1 КП ОФ-135