Вернуться
Экспонаты

Салфетка квадратная. Середина XX в.

Название:

Салфетка квадратная

Датировка:

Середина XX в.

Место создания:

СССР

Материал, техника:

Ткань, нитки; вышивка ручная

Размер:

30 х 30 см

Легенда:

Салфетка белая из хлопчатобумажной ткани, вышитая крестиком светло-зелёными нитками мулине. По периметру проходит рисунок светло-зелёными фестонами окаймленными нитками темно-зелёного цвета. В верхней точке фестона (через один) расположено по пять фигур в форме грибков. Во внутренних углах цветок из четырёх лепестков, над ним веточка с четырьмя лепестками, на конце сердечко. Салфетка украшена мережкой с кистями по периметру. Салфетка датирована серединой ХХ века. Автор не известен. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки в нашей стране является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. Рисунки исполняются цветными нитями – мулине. Узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой и в старину, и сегодня. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, в нашей салфетке использовали специальную ткань - канву. Но такая ткань была в дефиците, поэтому брали подкладочную ткань коленкор (плотная накрахмаленная хлопковая ткань с простым переплетением), делили на клеточки, выдергивая нитку через равные промежутки (высчитывая их по нитям), и по этим клеткам вышивали. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки отсутствие выдернутых нитей было не заметно. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только отечественными нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити в мотке, смотанной по кругу и имеющей номер 12. По воспоминаниям мастериц, такие нитки «добирались» даже до магазинов Чулыма. Для более удобного использования, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких мотков сплетали косу». В процессе вышивания из косы вытягивали нитку нужного цвета, состоящую из 6 более тонких ниточек, «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, во сколько нитей (по толщине) вышивали рисунок. Для вышивки крестом чаще всего на время брали домой вышитый другой мастерицей образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. После войны журналы по рукоделию привезли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь на время войны. Многие возрождали то, как это делалось раньше мамами и бабушками. Ближе к концу 50-х годов стали продавать напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Салфетки стелили по праздникам на стол. Иногда их укладывали уголком (чтобы хорошо была видна вышивка) на этажерку, где могли стоять книги, повседневные предметы быта (часы, календарь, фотография, бюстик Ленина или Пушкина). Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта, а вышивка создавала уют в доме, поэтому вышитые салфетки стелили везде. Многие советские женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую мебель – стол, комод, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени. Салфетка передана в музей вместе с другими экспонатами Калининской местной организацией Всероссийского общества инвалидов из своего музея при переезде в другое помещение в 2013 году.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МКР КП ОФ-2303