Подзор белый с вышитым рисунком
Первая половина XX в.
СССР
Ткань; рисунок
длина - 186 х 36 см;
Подзор из белой хлопковой ткани прямоугольной формы. Низ украшает вышивка с повторяющимся рисунком в форме цветков, соединенных между собой сеточкой выполнен машинным способом белыми нитками в технике «ришелье», которая пришита к основной ткани. Узор состоит из четырёх фрагментов, соединённых между собой ручным швом. Сердцевина цветка состоит из двух половинок: одна часть - сеточка, вторая часть - три маленьких отверстия, расположенных по примету сердцевины. Над цветком проходит волнообразная линия, соединенная с цветком сеточкой. Полоса ткани с вышивкой шириной 14 см состоит из трёх фрагментов, соединённых между собой машинным швом. В местах соединения рисунок не совпадает. Подзор или, как его еще называли, юбка для кровати, - это ткань, украшенная понизу кружевами (чаще) или вышивкой (реже), которая стелилась под матрацем кровати и закрывала низ кровати, а именно, пространство под ней. Термин был распространен повсеместно. Дело в том, что в крестьянской избе чем выше поднимешь кровать, тем теплее будет спать – снизу с пола идёт холод. Естественно, что такое большое пространство – поскольку кровати были очень высокие, до метра высотой – чем-то занималось: большими сундуками, ларями, корзинами и чем угодно.Чтобы скрыть все эти принадлежности от посторонних глаз и стелили подзор, который служил своеобразной ширмой. В дополнение ко всему он также выступал в качестве оберега, защищая семейную пару от злых духов. Мастерицы украшали такую «юбочку» специальным орнаментом или узорами, которые отгоняли нечисть. Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. Низ в кружевных подзорах, обычно белого цвета, украшали фестонами. Большинство белых подзоров, первое упоминание о которых датировано 1701 годом, было выполнено в конце XVIII – начале XIX века. Цветовая гамма среднерусских и южнорусских подзоров значительно разнообразней. В вышивке Костромских и Нижегородских подзоров часто используется шелковая и золотая нить. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними. В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белом фоне. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Подзоры из ткани х/б передан в музей Калининской местной организацией Всероссийского общества инвалидов из своего музея при переезде в другое помещение в 2013 году вместе с другими экспонатами.
МКР КП ОФ-2302
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.