Салфетка овальная вышитая в технике «гладь».
начало ХХ века
Ткань х/б, мулине; шитье машинное, вышивка в технике гладь
42,2x66,6 см
Салфетка из белой хлопчатобумажной ткани овальной формы. Края обработаны петельной строчкой и обшиты тонким фабричным кружевом. Вышивка по периметру изделия выполнена гладью и стебельчатым швом нитками мулине розового, бордового, оранжевого, зелёными, голубого, синего, фиолетового и белого цветов. Основной рисунок выполнен гладью: гирлянда из разноцветных колокольчиков, соединенных веточками и листиками. Вышика гладью — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, закрепленную на пяльцах. Это самая ранняя техника. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов: стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок; петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Этим швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки; шов «узкий гладьевой валик» - такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема; Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком; Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее. Все эти приемы были изобретены в глубокой древности и совершенствовались на протяжении многих веков. С древних времен вышивка являлась мощным оберегом от злых сил и была распространена по всему миру. История первых известных вышивок уходит корнями в Древний Китай 5 века до н.э. Самые древние вышитые предметы на территории нашей страны обнаружены в пазырыкских курганах на Алтае в 5-3 вв до н.э. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам разных времён и народов. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией. Для шитья 14-17 вв. характерна свойственная русской иконе выразительность. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве. В эпоху Возрождения вышивка в Италии отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивок выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). К середине 19 в сюжетная вышивка постепенно деградирует, уступая место народной вышивке. В Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому». Приёмы древнерусского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в вышивках на праздничном наряде русских крестьянок. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего она, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке 18 и 19 вв. доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы вышивки для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 века во всем мире народная вышивка переживает упадок. Новую жизнь в нашей стране народная вышивка обрела в 20 веке. Советская власть поддерживала старинные народные промыслы, возрождала угасавшие центры. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например, саратовской, в которой осваивались мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивки Мстёры. В наши дни с появлением интернета ручная вышивка переживает свой новый расцвет и становится для многих настоящим увлечением. В интернете мастерицы делятся своими работами, проводят мастер-классы, здесь можно отыскать эскизы на любой вкус. Кстати, эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу.
МДР КП ОФ-22/8
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.