Салфетка прямоугольная, вышивка - крест
1950-е годы.
Ткань х/б, нити мулине цветные; работа ручная, вышивка гладью
44,0 x 58,0 см
Салфетка прямоугольной формы из х/б ткани белого цвета. По краю подвернута и декорирована в технике «ришелье». Вышивка выполнена с одного угла «крестом» нитками мулине. Рисунок из цветов и листьев: розово-белые цветы в форме лилии, листья - зеленые. Салфетка датирована 50-ми годами ХХ века. Автор не известен. Одним из наиболее популярных и узнаваемых видов вышивки в нашей стране является вышивка крестом. Эта техника существует в разных культурах и регионах, придавая обычным тканям и одежде уникальный и эстетически привлекательный вид. Отсутствие сложных технологических приёмов способствовало массовому увлечению женщин этой техникой и в старину, и сегодня. Рисунки исполняются цветными нитями – мулине. Узор состоит из одинаковых скрещивающихся посередине лицевых стежков, образующих ровные крестики в виде буквы Х. В середине ХХ века еще не было в продаже канвы - специальной ткани для вышивания. Для того, чтобы крестики стояли ровно, как солдатики, использовали подкладочную ткань коленкор (плотная накрахмаленная хлопковая ткань с простым переплетением). Её делили на клеточки, выдергивая нитку через равные промежутки (высчитывая их по нитям), и по этим клеткам вышивали. Клетка предназначалась для 4 или 9 крестиков. На вышивке после стирки отсутствие выдернутых нитей было не заметно. Основными нитками для вышивания в 1950-х годах были "мулине" В те годы женщины в нашей стране пользовались только отечественными нитками. Самые качественные хлопковые мулине в СССР производила Ленинградская фабрика имени С. М. Кирова по 20 метров нити в мотке, смотанной по кругу и имеющей номер 12. По воспоминаниям мастериц, такие нитки «добирались» даже до магазинов Чулыма. Для более удобного использования, моток «развёртывали, разрезали круг, разворачивали и из нескольких мотков сплетали косу». В процессе вышивания из косы вытягивали нитку нужного цвета, состоящую из 6 более тонких ниточек, «расщепляли» её на 2 или 3 продольных нити, в зависимости от того, во сколько нитей (по толщине) вышивали рисунок. Для вышивки крестом чаще всего на время брали домой вышитый другой мастерицей образец, считали крестики и копировали таким образом вышивку. После войны журналы по рукоделию привезли с собой в Сибирь ссыльные, находящиеся на поселении и эвакуированные в Сибирь на время войны. Многие возрождали то, как это делалось раньше мамами и бабушками. Вышивка была исключительно женским занятием и играла большую роль в оформлении интерьеров. Ближе к концу 50-х годов стали продавать напечатанные на ткани трафареты вышивок. Краска была одного цвета, а разные цвета обозначались разными значками. Такие салфетки иногда укладывали уголком (чтобы хорошо была видна вышивка) на этажерку, где могли стоять книги, повседневные предметы быта (часы, календарь, фотография, бюстик Ленина или Пушкина) или в буфет с посудой (на верхнюю полочку, чтобы через стекло был виден рисунок) Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта, ведь надо было восстанавливать страну, а так хотелось наладить послевоенный мирный быт. Вышивка создавала уют в доме, поэтому вышитые салфетки стелили везде. Многие советские женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. Крестиком вышивали салфетки на любую мебель – комод, буфет, тумбочку, этажерку, даже на пианино и на подставку под цветок. Салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. Вышивкой украшали элементы одежды. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени.
МДР КП ОФ-22/7
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.