Вернуться
Экспонаты

Дорожка прямоугольная, вышивка - гладь. начало ХХ века

Название:

Дорожка прямоугольная, вышивка - гладь.

Комплект:
Предмет быта
Датировка:

начало ХХ века

Материал, техника:

Ткань х/б, нити мулине цветные; работа ручная

Размер:

33,0 x 100,0 см

Легенда:

Дорожка из белой хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы, с подшитыми вручную с четырёх сторон краями швом "вперёд иголкой", украшенными мережкой. Вышивка в центре и по краям выполнена гладью и стебельчатым швом нитками мулине: розовыми, бордовыми, коричневыми зелёными (трёх оттенков), голубыми, синими, фиолетовыми и жёлтыми. Основной рисунок анютины глазки выполнен гладью: букеты из 2-х цветков с бутонами, развернутые относительно друг друга по вертикальной оси, расположены по краям изделия и соединены двумя гирляндами с венком из анютиных глазок и тюльпанов в центре салфетки. Цветы расположены не идеально симметрично. Поскольку вышивка гладью требует предварительного нанесения рисунка на ткань, можем предположить, что мастерица нанесла его не по шаблону. Обычно такая салфетка стелилась на комод. Вышивка гладью — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, закрепленную на пяльцах. Это самая ранняя техника. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов: стебельчатый шов — состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок; петельный шов — выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Этим швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки; шов «узкий гладьевой валик» - такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема; Шов «цепочка» — тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком; Гладь с настилом — выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее. Все эти приемы были изобретены в глубокой древности и совершенствовались на протяжении многих веков. С древних времен вышивка являлась мощным оберегом от злых сил и была распространена по всему миру. История первых известных вышивок уходит корнями в Древний Китай 5 века до н.э. Самые древние вышитые предметы на территории нашей страны обнаружены в пазырыкских курганах на Алтае в 5-3 вв до н.э. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам разных времён и народов. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией. Для шитья 14-17 вв. характерна свойственная русской иконе выразительность. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве. В эпоху Возрождения вышивка в Италии отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивок выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). К середине 19 в сюжетная вышивка постепенно деградирует, уступая место народной вышивке. В Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому». Приёмы древнерусского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в вышивках на праздничном наряде русских крестьянок. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего она, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке 18 и 19 вв. доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы вышивки для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 века во всем мире народная вышивка переживает упадок. Новую жизнь в нашей стране народная вышивка обрела в 20 веке. Советская власть поддерживала старинные народные промыслы, возрождала угасавшие центры. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например, саратовской, в которой осваивались мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивки Мстёры. В наши дни с появлением интернета ручная вышивка переживает свой новый расцвет и становится для многих настоящим увлечением. В интернете мастерицы делятся своими работами, проводят мастер-классы, здесь можно отыскать эскизы на любой вкус. Кстати, эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МДР КП ОФ-22/6