Фотография на паспарту "Строители Алтайской железной дороги"
1914-1915 гг.
Фотобумага, картон; фотопечать, тиснение
33,8х26,5 см (с паспарту)
Фотография черно-белая, бумага матовая. Фотография приклеена в центр картонной подложки и по периметру обрамлена тисненой бескрасочной рамкой. На фотографии изображены двое мужчин одетых в шинели, на голове - форменные фуражки: слева стоит Павел Александрович Лесневский (в темной шинели), по правую руку от него сидит на бутафорских камнях, положив левую руку на колено, мужчина средних лет в светлой шинели. На рисованном заднике - зимний горный пейзаж с заснеженными хвойными деревьями на переднем плане. В нижней части левого поля лицевой стороны паспарту - надпись (низкое бескрасочное тиснение с использованием дореволюционной орфографии): "В. Римскiй//Корсаковъ". В центре оборотной стороны паспарту - надписи (скоропись; синяя паста) в 5 строк: "Строители//Алтайской//жел. дороги//П.А. Лесневский//и глав. инженер". Павел Александрович Лесневский (род. в 1892 году в г. Нижний Новгород, умер в 1983 году) - выпускник архитектурно-строительного Центрального училища технического рисования имени А.Л. Штиглица в Петербурге, архитектор-планировщик Всесоюзной Конторы «Сибпромстройпроект» в отделе гражданского проектирования. Инженер-инспектор в Росархстройконтроле (1950-е гг.). При Советской власти работал в строительном отделе горисполкома. По проекту П.А. Лесневского построены в городе Новосибирске, в начале улицы Советской, двухэтажные деревянные дома (в настоящее время снесены). Павел Александрович с 01 февраля 1914 г. по 01 декабря 1915 года состоял на службе по постройке Алтайской железной дороги в должности чертежника отдела отчуждения. Алтайская железная дорога — частная железная дорога, построенная в 1913 — 1915 годах. Главным инженером строительства был назначен Григорий Моисеевич Будагов. Главным архитектором на строительстве Алтайской ж.д. был В.А.Фомин. Сооружение дороги началось 1 июля 1913 года в Семипалатинске при закладке пассажирского здания. 21 октября 1915 года в 12 часов на станции Барнаул состоялся молебен, освятивший открытие Алтайской железной дороги. В начале 1918 года железную дорогу национализировали, её комиссаром был назначен барнаульский большевик, машинист паровоза Т.А. Тяптин, и вскоре она вошла в состав Томской железной дороги. В семейных архивах и домашних альбомах хранят фотографии, которые несут богатейшую информацию. Последнее время люди увлеклись составлением своих родословных и эти фотографии можно и нужно использовать при составлении истории своей семьи. В этой связи очень информативными становятся салонные фотографии. Самым востребованными жанром в ХIX веке был студийный портрет – особый жанр в истории фотографии, со своими традициями и условностями. В зажиточной семье за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5–10 студийных фотографий. Владельцы фотоателье использовали для создания образа почти театральные приемы. Неизменные атрибуты старой студийной фотографии – рисованный фон, декорации и реквизит: бутафорские пни, валуны, балюстрады. Детей фотографировали с игрушками, излюбленным атрибутом была игрушечная лошадь. Первоначально студийная фотография в организации кадра, расстановке объектов съемки подражала живописи. Вот как описывает свою работу с клиентами в начале ХХ века владелец ателье «Паола» знаменитый фотограф Николай Свищов: «Перед съемкой надлежало узнать, как хочет сфотографироваться заказчик: обговорить с ним костюм, позу, поворот головы, выбрать соответствующую декорацию и аксессуары. Затем следовало внимательно изучить лицо и фигуру модели и приступить к созданию композиции на съемочной площадке. Учитывались любые детали — вплоть до расположения складок на одежде». В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти. Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой. В супружеских парах муж, как правило сидел. Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете. Улыбались в основном актеры в комедийных образах да младенцы. Одним из первых форматов фотографий был визитный. Этот тип был запатентован в Париже французским фотографом Адольфом Диздери. Визит-карта представляла собой альбуминовый отпечаток на тонкой бумаге, закрепленный на толстом картоне, размер отпечатка был 5,5*9 см, а картонная основа-подложка 6,5*10 см. Визит-картами обменивались с друзьями и родственниками, огромная популярность этого формата способствовала выпуску снимков знаменитостей и их коллекционированию. В конечном счете, визитный формат распространился по всему миру. Начали выпускать специальные альбомы для хранения и показа фотографий, где были предусмотрены крепления под визитный формат. В начале 1870-х годов визит-карты были вытеснены кабинетным портретом. Это были все те же альбуминовые отпечатки, только чуть больше. Они крепились на картонную основу размером 11*17 см. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно было запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата. Первоначально формат использовался в горизонтальной ориентации для съемки пейзажей, но позже был приспособлен для портретов и стал вертикальным. Последние кабинетные портреты относятся к 1920-м годам. После 1920-х наиболее популярным стал новый формат: почтовая карточка. Ее размер был 9*14 см. Эти фотографии не имели жесткой картонной основы, а на обратной стороне обычно было предусмотрено место для адреса и марки, чтобы фотографию можно было отправить по почте. Иногда почтовые карточки были с белой кромкой, наличие разметки на обороте зависело от типа фотобумаги.
МГН КП-21827
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
