Вернуться
Экспонаты

Полотенце льняное. Начало XX в.

Название:

Полотенце льняное.

Датировка:

Начало XX в.

Место создания:

г.Новосибирск

Материал, техника:

Ткань, нитки х/б; вышивание на швейной машине, работа ручная

Размер:

200,0х38,0 см

Легенда:

Изделие из ткани в виде удлиненного полотнища белого цвета. Короткие края полотна украшены широкими полосами кружева из нитей белого цвета. Узор кружева: на фоне мелкой сетки из воздушных петель вывязан растительный орнамент в виде виноградной лозы с крупными листьями и гроздьями. Край кружев фестончатый в виде зубцов трапециевидной формы. Над кружевом расположена узкая полоса ткани, сменяющаяся такой же узкой полосой из кружева: на фоне мелкой сетки из воздушных петель выполнена гирлянда из мелких листьев и цветов. Эта техника геометрической вышивки традиционно выполнялась белой льняной нитью на белой льняной ткани ручной работы. В Норвегии она получила название «хардангер». Точное происхождение техники хардангер неизвестно, но, предположительно, она зародилась в древних Персии и Азии. Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитую восьмиконечную звезду — к индийской вышивке. Предшественником хардангера была счётная срочевая вышивка древних персов, которая по технике напоминала русскую технику «настил». Из Персии вместе с торговыми караванами стежковая вышивка постепенно проникла в Европу, где быстро стала популярна. В эпоху Ренессанса эта техника стала популярна в Италии, где постепенно преобразовалась в стиль ретичелла и в венецианское игольчатое кружево. Около XVII века разновидности этого типа вышивки распространились на севере Европы и стали основой датского и голландского кружева хедебо, шотландской эйрширской вышивки, а также норвежской мережки, как её тогда называли. В период между 1650–1850 годами хардангер активно развивался в Норвегии. Традиционно вышивка была элементом одежды и присутствовала в норвежском национальном и свадебном костюме, на юбках и фартуках. В XIX столетии с помощью этой техники начали украшать домашний текстиль: коврики, занавески и покрывала. Мировую известность хардангер приобрёл благодаря промышленникам, посетившим Норвегию в конце XIX века. Постепенно изделия стали популярными в Европе, США, Японии, Австралии. Официально техника хардангер была представлена мировому сообществу в 1900 году на Парижской выставке, где экспонированному фартуку с этой вышивкой даже была присуждена награда. Возрождение этого вида рукоделия началось в 70-х годах прошлого столетия. Рукодельницы вновь обратили внимание на эту вышивку. В вышивке хардангер используются гладьевые блоки, или клостеры, состоящие из 5 параллельных гладких стежков через 4 нити основы. Эти блоки окаймляют участки ткани, в которых делаются прорези и убирают часть ниток. Оставшиеся нити, бриды, обвивают либо вышивают. Традиционно в вышивке хардангер преобладают геометрические мотивы, к примеру, квадраты, прямоугольники, треугольники или ромбы. Комбинируя и чередуя эти элементы, можно создавать неограниченное количество узоров. Полотенце («рушник») - предмет обыденного и ритуального назначения - наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МЖР КП ОФ-77