Вернуться
Экспонаты

Салфетка декоративная для украшения интерьера. Конец 1920-х гг. Гурылёва А.В.

Автор:
Гурылёва Анна Васильевна
Название:

Салфетка декоративная для украшения интерьера

Датировка:

Конец 1920-х гг.

Место создания:

г.Новосибирск

Материал, техника:

Ткань х/б, нитки; вышивка ришелье

Размер:

74,5х74,5 см

Легенда:

Салфетка квадратная белой хлопчатобумажной ткани, с вышивкой в технике "ришелье". В центре – ромб с изображением четырех крупных бутонов, серединки которых выполнены в виде переплетенных нитей. Бутоны соединены с ткань с помощью перемычек из нитей. По периметру полотна выполнен геометризированный флористический узор в виде бутонов цветов в обрамлении мелких и крупных листьев. Края салфетки узорно вырезаны и обработаны белыми нитками фестонным швом. Ришелье (прорезная гладь) – это ажурная вышивка, в которой детали узора соединяются бридами - перемычками, паучками или плотно соприкасаются друг с другом. Ее эффект состоит в легкости, прозрачности рисунка, сочетании элементов узора, обшитых по контуру, с вырезанными участками ткани. Вырезаются или сами фигуры орнамента, или ткань между ними.В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Обычно ажурную вышивку выполняют белыми нитками на белом фоне. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Наша салфетка из хлопчатобумажной ткани обрамлена вышивкой в виде кружева с вырезанными промежутками, обшитыми плотным петельным швом. По углам - прекрасный рисунок с лилиями. Детали вышивки соединены сеткой из брид (перемычки из нитей) с паучками. Качество вышивки определяется не столько сложностью вышитого узора, сколько по перемычкам. Они обязательно должны быть ровными, без провисания или стягивания ажурной «сетки». После окончания такой работы необходимо очень острыми ножницами вырезать ткань между элементами, что требует хорошего освещения. «Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. Вышивка «Ришелье» своим названием обязана всемогущему кардиналу Ришелье, министру Людовика XIII. Есть несколько легенд, одна из которых гласит, что именно он приказал ограничить ввоз дорогостоящих роскошных кружев, которые Франция покупала тогда в Италии, и заменить их кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. В начале XX века вышивка Ришелье пережила новый виток популярности благодаря возрождению интереса к традиционным ремеслам и ручной работе. Это время ознаменовалось появлением многочисленных кружков и мастерских, где обучали технике Ришелье и обменивались опытом. Не будем углубляться далеко в историю техники этой вышивки, остановимся на нашей салфетке, датой создания которой считаем конец 20-х годов ХХ века. Мебель в домах этого периода скромна и непритязательна, часто сделанная своими руками и выкрашенная простой масляной краской. Фабричное производство не поспевало за потребностью в предметах быта. Были еще артели, которые делали мебель на заказ. Вышивка создавала уют в доме. Поэтому все женщины умели вышивать и делали это с удовольствием. В технике ришелье вышивали салфетки на любую мебель: стол, комод, этажерку, буфет, тумбочку, подставку под цветок. Такие салфетки крепились на кресла или кожаные диваны у изголовья. В технике ришелье вышивали занавески на окна, шторы на двери, постельное белье – наволочки, пододеяльники, подзоры на кровати. Вышивкой украшали элементы одежды. Модны были воротнички, носовые платки в стиле ришелье из тонких тканей – поплин, батист, шелк, креп. Во многих семьях бабушкины вышивки сохранились до нашего времени. Салфетка выполнена жительницей города Новосибирска Анной Васильевной Гурылевой, которая приходится бабушкой сдатчице. Жила Анна Васильевна в частном доме на улице Михайловская (ныне ул. Ленина), рядом с нынешним домом-музеем С.М. Кирова. Занималась воспитанием детей и домоводством. Родители Анны умерли от тифа рано, ей было всего 19 лет, когда на ее попечительстве осталось 7 детей.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МГН КП ОФ-27571