Вернуться
Экспонаты

Наволочка сменная с вышивкой "С добрым утром" Конец 1920-х гг. Гурылёва А.В.

Автор:
Гурылёва Анна Васильевна
Название:

Наволочка сменная с вышивкой "С добрым утром"

Датировка:

Конец 1920-х гг.

Место создания:

г.Новосибирск

Материал, техника:

Ткань х/б, нитки мулине; работа ручная, пошив, вышивка в технике гладь

Размер:

68,5х78,5 см

Легенда:

Принадлежность постельного белья - наволочка в виде прямоугольного чехла для подушки, сшитого из отреза белой однотонной ткани, сложенного пополам и прошитого с трех сторон. Короткие стороны отреза подогнуты и прошиты на машинке по отдельности. В центре нижней половины чехла с одной из сторон выполнена вышивка разноцветными нитками мулине в виде букетов голубых незабудок с желтыми серединками, стебли с листьями зеленого цвета: два слева (маленький и большой) и два справа в зеркальном отражении. Между большими букетами изображена зеленый стебель с листьями, слева и справа от которого расположено по четыре голубые точки. Над цветочной композицией расположена вышитая надпись в 2 строки контурными буквами с узорными краями и завитками из ниток голубого цвета: "С добрым//Утром.". Вышика гладью — серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, закрепленную на пяльцах. Это самая ранняя техника. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Все эти приемы были изобретены в глубокой древности и совершенствовались на протяжении многих веков. С древних времен вышивка являлась мощным оберегом от злых сил и была распространена по всему миру. История первых известных вышивок уходит корнями в Древний Китай 5 века до н.э. Самые древние вышитые предметы 5-3 вв до н.э на территории нашей страны обнаружены в пазырыкских курганах на Алтае. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам разных времён и народов. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией. Для шитья 14-17 вв. характерна свойственная русской иконе выразительность. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка «белым по белому», появившаяся в 13-14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15-16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве. В эпоху Возрождения вышивка в Италии отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивок выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). К середине 19 в сюжетная вышивка постепенно деградирует, уступая место народной вышивке. В Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому». Приёмы древнерусского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в вышивках на праздничном наряде русских крестьянок. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего она, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке 18 и 19 вв. доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы вышивки для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. Наволочка сшита жительницей города Новосибирска Анной Васильевной Гурылевой, которая приходится бабушкой сдатчице. Жила Анна Васильевна в частном доме на улице Михайловская (ныне ул. Ленина), рядом с нынешним домом-музеем С.М. Кирова. Занималась воспитанием детей и домоводством. Родители Анны умерли от тифа рано, ей было всего 19 лет, когда на ее попечительстве осталось 7 детей.

Тип предмета:
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Коллекция:
Одежда, ткани (Предметы прикладного искусства, быта и этнографии)
Музейный номер:

МГН КП ОФ-27569